«Фальшивая нота», современная драма, играющая на струнах души

Текст Натальи В. Корниловой, статья в дзене

В театр мы собирались с сыном сходить еще весной, в мае. Это был его подарок мне на день рождения. Но, увы, мы тогда не нашли подходящий спектакль: либо уже видели, либо не интересно. Летом было некогда и некуда идти.

фальшивая нота в санкт-петербурге

И вот начался новый сезон. К нам поехали антрепризы. Мне позвонила распространитель билетов, и я сразу ухватилась за ее предложение, которое понравилось тем, что спектакль, который анонсировали, был не детективом, не мьюзиклом и не современной комедией.

Аннотация обещала:

Психологическая драма с элементами детектива, которая несет в себе неразрешимые вопросы морали, личного выбора и нравственной ответственности человека за свои поступки.

Давно хотелось сходить на спектакль, который не просто развлекает, а заставляет задуматься, поднимает вопросы морали и нравственности.

Плюс роли в спектакле исполняли два знаменитых актера: Владимир Стеклов и Игорь Ливанов. Кроме того, постановка должна была пройти на сценах Дома ученых и ДК Железнодорожников. ДКЖ, хоть и недалеко от моего дома находится, я эту площадку не очень люблю. А вот в Доме ученых мне очень нравится: там камерная атмосфера, хорошая акустика, и хорошо видно даже с задних рядов. Поэтому сомнений не оставалось.

Сюжет спектакля «Фальшивая нота»

Пьесу, по которой поставлен спектакль, написал современный французский драматург Дидье Карон в 2017 году. События в ней разворачиваются в начале девяностых годов прошлого века, через тридцать с лишним лет после окончания Второй мировой войны. Но отзвуки ее еще слышны.

Сюжет строится на диалоге двух героев.

Один из них успешный дирижёр по фамилии Миллер, только что отыгравший концерт в Женеве. Он устал и недоволен игрой своих музыкантов, его все раздражает. Ему нужно немного отдохнуть и ехать домой, там его ждут жена и две дочки. Жену необходимо убедить переехать в Берлин, ведь там для него уже готово место главы филармонии.

Второй — скромный и невзрачный господин Динкель, почитатель таланта известного дирижёра, приехавший на концерт из Бельгии. Он мнется и заискивает перед знаменитостью, просит автограф. Сначала для себя, потом для жены.

Постепенно просьбы и восхищение неожиданного посетителя становятся все навязчивее. Дирижёр начинает сильнее раздражаться. И вот уже, чтобы избавиться от него поскорее, господин Миллер готов не только дать автографы, но и сфотографироваться сначала со скрипкой, потом с дирижёрской палочкой.

фальшивая нота в санкт-петербурге
Действующие лица пьесы

Наконец-то поклонник покидает гримерку, а измученный дирижёр отправляется смыть с себя усталость.

Но не так все просто. Пока Миллер принимал водные процедуры, его почитатель вернулся в гримерку, закрыл ее, спрятал ключ и оборвал провод телефона.

Выйдя из душа, дирижёр опять сталкивается со своим визитером. Опять пытается от него избавиться, но понимает, что оказался в ловушке. Чтобы выбраться из нее он соглашается послушать, как незваный гость играет на скрипке. И, О Боже! Даже готов для этого дать свою скрипку!

Динкель берет скрипку и встает с ней к открытому окну, из которого дует пронизывающий ветер. Начинает играть «Маленькую ночную серенаду» Моцарта. Но от холода пальцы не слушаются, и он ошибается.

фальшивая нота в санкт-петербурге
Герои пьесы

Вот также во время войны в Аушвице отец Динкельштейна (настоящая фамилия посетителя) исполнял это произведение на морозе по приказу коменданта концлагеря Кейтеля, большого любителя Моцарта. Исполнял непослушными замерзшими пальцами и взял фальшивую ноту, чем очень рассердил коменданта. Как можно было сфальшивить в произведении великого Моцарта?! Такое можно исправить только смертью, посчитал гер Кейтель, подал пистолет своему шестнадцителетнему сыну, который находился тут же, и приказал выстрелить в горе-музыканта. Со второго выстрела Кейтель-младший убил отца Динкельштейна.

А причем же тут дирижер Миллер? Миллером он стал потом, а тогда во время войны он был тем самым юным yбийцей, исполнившим приказ своего отца.

На протяжении тридцати лет Динкельштейн-младший, тоже присутствовавший при смeрти своего отца, вынашивал план мести. Он всегда с собой носил фотографию юного Кейтеля, довольно улыбающегося над телом музыканта Динкельштейна. Он следил за ним и был его главным почитателем.

И вот, наконец-то, ему, Динкелю, выдалась возможность поквитаться со своим врагом-кумиром. И он это сделал. Но не физически с ним расправился, а раздавил морально.

Артисты вышли на поклон. Фото Натальи В. Корниловой

Мои впечатления от спектакля «Фальшивая нота» и вопросы, которые он ставит

Мне спектакль понравился, несмотря на то что в самом начале действие разворачивается очень не быстро. Особенно в тягость это молодому поколению, которые привыкли к быстрому развитию сюжета, клиповой смене кадров.

Здесь же зрители вместе с дирижером Миллером невыносимо устают от медленного и навязчивого посетителя. Сначала очень хотелось зевать, а на соседнем ряду даже был слышен храп.

фальшивая нота в санкт-петербурге
Дирижер Миллер в исполнении Игоря Ливанова и Владимир Стеклов в образе надоедливого посетителя Динкеля

Но постепенно растет накал в диалоге героев, и ты тоже включаешься в это действо. Это как мелодия нарастает, нарастает, нарастает, а потом щелк, и оборвалась струна. Потом мелодия продолжается, но отличается от того, что было в самом начале.

Я не знаю, как объяснить, но мне был неприятен посетитель Динкель, хотя ему надо бы сочувствовать. Наверное, во-первых, я не люблю людей, которые себя принижают. А, во-вторых, посвятить всю свою жизнь мести, по-моему, это не правильно. Жить не своей жизнью, а жить жизнью своего врага. Зачем? Я точно бы не стала жить местью, даже в такой чудовищной ситуации.

А вот как бы я повела себя на месте юного Кейтеля, я не знаю. С одной стороны, «Не убий» во мне сидит очень прочно. А, с другой стороны, если это указание почитаемого мной отца? Если вырос в этой среде? А если ослушаться воли отца? Ситуация этого персонажа вызывает у меня гораздо больше вопросов. Хотя он сын врага, сам преступил нравственный закон. Почему так? Это драматург специально так прописал роли, чтобы оправдать нацистских преступников по нынешней моде? Или это жизнь такая, что все не так однозначно?

В общем, прошла уже почти неделя после посещения постановки, а вопросы до сих пор роятся в моей голове. И не на все из них я могу ответить. Вот в этом же сила театра?!

Мне понравилось, как играли артисты. Для меня критерием хорошей игры является обращаю ли я внимание во время спектакля или фильма на самого артиста, то есть воспринимаю ли я его именно этим артистом, или я вижу в нем героя произведения? И вот если я забываю, что это за артист передо мной, значит по-моему, сыграно хорошо. В этой постановке я не следила за игрой актеров, а я проживала вместе с ними ту встречу двух антиподов в гримерке.

Под аплодисменты зрителей. Фото Натальи В. Корниловой

Не все вопросы, родившиеся благодаря спектаклю, я озвучила. Для этого нужно рассказать в чем заключалась месть Динкеля.

Если вам интересно, чем закончилась история, поддержите статью сердечками или напишите в комментариях. В зависимости от этого я или продолжу свой рассказ и рассуждения, или на этом и закончим.

Всем спасибо за ожидание моих впечатлений.

Билеты на спектакль «Фальшивая нота» в Санкт-Петербурге

Did you like this? Share it!

0 comments on “«Фальшивая нота», современная драма, играющая на струнах души

Comments are closed.