Александр Васильевич Панкратов-Черный — заслуженный артист России, актер кино и театра, кинорежиссер.
Когда Панкратов был маленьким, в его деревню Конево раз в полтора месяца приезжал передвижной кинотеатр — этого события ждали все деревенские дети. Вместо привычного нам экрана тогда в кинотеатре использовали обычную простыню, а все зрители с трудом умещались внутри. Но несмотря на все эти неудобства, именно тогда у Саши появилась мечта: когда он вырастет, он будет создавать кино. Впрочем, потом свои коррективы в его планы внесла одна небольшая брошюрка, которую мальчик прочитал у киномеханика. В ней было сказано, что хоть кино и делают режиссеры, в основном им приходится работать с артистами. Для юного Панкратова эти слова прозвучали так: «не побудешь артистом — не сможешь быть хорошим режиссером». Тогда сначала он решил поступать в Нижний Новгород на актера.
Окончив Горьковское училище, начинающий актер устроился на несколько лет в Пензенский драматический театр. Только после получения необходимого ему актерского опыта, Панкратов наконец поступил на профессию своей мечты во ВГИК.
Увы, сразу после выпуска его забрали в армию. А когда он вернулся, долго не мог найти себе работы, словно и вовсе был никому не нужен. Но затем, как по воле, судьбы попал в мини-сериал «Сибириада» (1978). С этой картиной даже произошел забавный казус: героя Панкратова, Саню, поместили на все рекламные плакаты фильма, так что зрители до последнего думали, что он является главным героем (на самом деле это не так). Благодаря этому актера стали узнавать на улицах, правда, после этого Панкратов снова остался без работы на несколько лет.
Уже когда он было принял решение уходить из кино, ему вдруг позвонил Карен Шахназаров, режиссер и друг Панкратова со студенческих лет, и попросил прийти на пробы. Нужно, мол, подыграть Бориславу Брондукову, который только приехал из Киева, а официальные кинопробы уже закончились, и больше некому это сделать. Панкратов очень неохотно, но согласился. На пробах Шахназаров вручил актерам музыкальные инструменты и попросил что-нибудь сымпровизировать. Александр выложился на полную, чтобы помочь другу получить роль. А Борислав сделал то же самое. Потому что оказалось, что эти пробы на самом деле были для Панкратова: Брондукова уже давно утвердили на роль. Именно так Александр Васильевич попал в легендарный фильм «Мы из джаза». По словам актера, после выхода картины его узнавали в самом Голливуде.
Фильм рассказывает о том, как постепенно джаз пришел в Советский Союз. Основное действие происходит в 1920-х годах, во времена НЭПа. Студента Костю Иванова (Игорь Скляр) исключают из Одесского музыкального техникума за его увлечение джазом. Тогда он решает создать свой джаз-банд и начинает искать желающих. По объявлению к нему приходят два друга-музыканта: Стёпа Грушко (Александр Панкратов-Черный) и Жора Рябов (Николай Аверюшкин). Стёпа играет на банджо, Жора на барабанах. Костя заинтересовывает их джазом, и вместе новоиспеченная группа музыкантов-бунтарей начинает репетиции, чтобы впоследствии покорить сердца тысячи слушателей…
Другая важная роль Панкратова — это Степа Лиходеев из «Мастера и Маргариты» (2005). Сначала режиссер предлагал ему роль Варенухи, но у Александра есть принцип: каким бы интересным ни был сценарий — никаких «сатанинских» ролей (а по сюжету романа, как мы помним, Варенуха стал вампиром). Но Владимир Бортко очень хотел Панкратова в свой фильм. Тогда актер ответил, что согласился бы сыграть Лиходеева, и моментально получил роль. Забавно, что с этим фильмом у актера тоже связана комичная история: несмотря на то, что он играл совершенно второстепенную роль, он получал самый большой гонорар на площадке.
Александр Абдулов, который играл в сериале Коровьева, рассказал, что ему за эту работу платят пятьсот долларов в съемочный день. Панкратов расстроился, ведь в сравнении с этой суммой он получал сущие копейки, а деньги ему были нужны как никогда.
Тогда он пришел к режиссеру с намерением уйти из проекта, и согласился бы остаться только при одном условии: Бортко будет платить ему пятьсот долларов за съемочный день. Тот был весьма недоволен этим, но все же согласился — он все еще хотел, чтобы Александр был в этой картине. Затем однажды у Панкратова и Абдулова вновь зашел разговор о деньгах. Тогда-то актер и узнал, что в прошлый раз Абдулов всего лишь пошутил о зарплате в пятьсот долларов, на деле его заработок был куда меньше.
Кстати. Почему Панкратов-Черный, а не просто Панкратов? Откуда взялась эта приставка? А все дело в том, что на одном курсе с Александром учился другой Александр Панкратов, и университет попросил актера сменить фамилию во избежание путаницы. Но насовсем фамилию менять все-таки не хотелось. Нужно было что-то придумать. И вот на одном из занятий преподаватель назвал Александра «черным» — тогда, в молодости, он был «жгучим брюнетом» — и Панкратову так понравилось, что именно это он и добавил к своей фамилии.
Кроме кино Панкратов играет и в театре. А потому спешим сообщить, что 28 декабря этого года на сцене ДК им. Ленсовета пройдет премьера спектакля «Не стреляйте в экстрасенса» с Александром Васильевичем в одной из главных ролей. Как всегда, будем ждать всех желающих!
Ну, а для тех, кому не хватит постановки, 2 января 2025 года в КДЦ «Максим» пройдет творческая встреча с актером, где вы сможете еще ближе узнать этого замечательного, доброго и открытого миру человека. И, между прочим, у Панкратова есть третье жизненное призвание — поэт! Не упускайте такую возможность — услышать его стихотворения в авторском прочтении.
0 comments on “Не побудешь артистом — не сможешь быть хорошим режиссером”